Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Со второй половины ХХ в. развитие государств тесно связано с расширением процессов глобализации, способствующих активизации производственной и внешнеторговой деятельности. Внешняя торговля выступает главным фактором экономического роста [1].
Регулирование внешнеторговой деятельности становится одной из приоритетных задач государства. Основным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности служит метод таможенно-тарифного регулирования [2].
Экономическим и финансовым инструментом этого метода являются таможенные пошлины, взимаемые таможенными органами при импорте и экспорте товаров. Анализ роли и эффективности применения таможенных пошлин имеет не только научное, но и важное практическое значение для экономики государств — членов ЕАЭС.
Таможенные пошлины являются одним из старейших видов косвенных налогов. Они взимаются государством с товаров при ввозе и вывозе их по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. С их помощью ограничивается ввоз иностранных товаров, что обеспечивает защиту и поощрение развития отечественного производства и внутреннего рынка, а также стимулирует вывоз национальных товаров за рубеж.
Актуальность исследования определяется тем, что в современном мировом хозяйстве идет процесс формирования глобальных рынков, подкрепленных единым информационным пространством. Порядок перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС является важнейшим в проблеме таможенного дела и таможенного права.
Объектом исследования является процесс обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу ЕЭС.
Предметом исследования являются формы, методы, порядок и отдельные процедуры администрирования таможенных пошлин.
Цель исследования заключается в анализе особенностей начисления таможенных пошлин и сборов при таможенном оформлении товаров.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть сущность таможенных пошлин и их место в системе таможенных платежей;
- дать характеристику порядку заявления таможенной стоимости;
- проанализировать особенности начисления таможенных пошлин и сборов при таможенном оформлении товаров;
- дать оценку особенностям перемещения через таможенную границу ЕАЭС некоторых категорий товаров.
В ходе исследования использовался методологический инструментарий, позволяющий рассматривать экономические явления и процессы во взаимосвязи и непрерывном развитии, выявлении причинно-следственных зависимостей, а именно: широкий спектр общенаучных и специальных методов научного познания, абстрагирование, сравнительный анализ, что позволило обеспечить аргументированность оценок, достоверность выводов и предложений исследования.
Теоретической основой дипломного исследования стали научные труды экономистов с мировым именем, посвятившие свои труды вопросам сущности и значения таможенных платежей, совершенствования системы управления доходами бюджетной системы, администрируемыми таможенными органами. К их числу относятся труды О. Ю. Бакаевой, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, С. Д. Шаталова, Дж. Ю. Стиглица, С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи и др.
Цели и задачи исследования определили структуру работы. Данная работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность исследования, первая глава посвящена раскрытию сущности таможенных пошлин и их место в системе таможенных платежей, а также характеристике порядку заявления таможенной стоимости; во второй главе проанализированы особенности начисления таможенных пошлин и сборов при таможенном оформлении товаров и дана оценка особенностям перемещения через таможенную границу ЕАЭС некоторых категорий товаров; в заключение подведены итоги исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
1.1 Сущность таможенных пошлин и их место в системе таможенных платежей
Одним из важнейших условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является уплата таможенных платежей.
Проблематика этого вопроса состоит в создании и совершенствовании нормативной базы, конкретизирующей понятия таможенных платежей и их роль для государства.
Отличительная особенность системы таможенных платежей - включение в нее пошлин, налогов и сборов, которые имеют разную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования платежей. С другой стороны появляются сложности в вопросах регулирования обложения таможенными платежами.
Термин «таможенные платежи» обобщает все видов платежей, которые описываются в статье 46 Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенные платежи тесно связаны с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности. Контроль уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу производится ФТС России.
В системе налогов особое место отводится таможенным пошлинам.
Понятие таможенной пошлины закреплено в ст. 53 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. N 5003-1 (ред. от 03.08.2018). В соответствии с этим законом таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств — членов ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации.
В Налоговом кодексе РФ также содержится определение государственной пошлины. Согласно нему пошлины представляют собой «сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий».
Для изучения роли таможенных пошлин в формировании бюджета Российской Федерации, необходимо изучение исторических источников. Первое упоминание о взимании пошлин с продаваемых или обмениваемых товаров встречается в Русской Правде. Согласно мнению ученого К.Н. Лодыженского, который является автором работы «История русского таможенного тарифа», практика применения таможенных пошлин может быть связана с греческими священниками, призванными князем Владимиром для распространения христианства. Можно встретить и другую точку зрения. Согласно ней, взимание таможенных пошлин осуществлялось еще до торговых договоров князя Олега с Византией.
Согласно третьему подходу использование таможенных пошлин является естественным явлением, сопровождающимся осуществлением логичных действий для пополнения бюджета государства.
По своей экономической сущности таможенная пошлина представляет собой не что иное, как косвенный налог, так как, исходя из определения, пошлина предполагает оказание услуги. Сравнивая стоимость услуг, которые оказываются ФТС России участникам внешнеторговой деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, то можно заметить, что величина последней значительно превосходит эту стоимость.
Основными функциями, выполняемыми таможенными пошлинами, являются:
- Фискальная - относится к импортным и экспортным пошлинам, потому как они являются одной из статей доходов федерального бюджета РФ;
- протекционистскую (защитную) - относится к импортным пошлинам, так как с их помощью государство ограждает местных производителей от иностранной конкуренции;
- балансировочную (уравнительную) - относится к экспортным пошлинам, которые установлены для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых;
- преференциальную – для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;
- статистическую – для более точного учёта внешнеторгового оборота.
Уплата таможенной пошлины является обязательной для участников ВЭД и обеспечивается мерами государственного принуждения.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций В таможенном тарифе предусмотрены ставки, по которым взимаются таможенные пошлины. Он содержит наименование ввозимых и вывозимых товаров, единицы обложения таможенной пошлиной, а также ставки.
Наиболее распространены ставки, которые устанавливаются в определенном проценте к стоимости товара. Реже встречаются ставки в твердой сумме с единицы измерения товара.
Адвалорными ставками в основном облагаются сырьевые, продовольственные товары, по специфическим ставкам - готовые изделия. Иногда сочетаются обе ставки. Таможенным тарифом предусматривается несколько ставок для одного и того же товара - двухколонные, трехколонные тарифы, говоря иначе, это - минимальные, максимальные и льготные. Минимальные ставки применяются к сырьевым и некоторым другим
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 19.11.2018.
2. Вакуленко М.А. Новый Таможенный Кодекс ЕАЭС [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.tks.ru/columns/vakulenko/2018/10/15/0001 (дата обращения - 05.04.2020).
3. Гришпитенко А.Е., Полежаева Н.В. Корректировка таможенной стоимости как положительный результат работы системы управления рисками // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 2. № 7.
4. Гулинский А.А. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами оспаривания решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (38).
5. Костин А.А. Риск-менеджмент в таможенном деле: основные проблемы и перспективы использования // «Менеджмент в России и за рубежом» №4. 2016
6. Купринов Э.П. Информационное обеспечение контроля таможенной стоимости: монография / Э.П. Купринов, М.В. Долгова, Л.В. Момсикова. M.: изд-во Российской таможенной академии, 2018. 120 с.
7. Лапатская Е.А., Полухин И.В. Судебная практика рассмотрения споров о корректировке таможенной стоимости // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Т. 2. № 8.
8. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Демпинговый импорт и антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка. Монография. Издательство «Проспект», 2015.
9. Новосельцева Н.С., Чернова Л.Г. Эффективность применения процедуры корректировки таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза // Современные проблемы экономического и социального развития. 2012. № 8.
10. Орлова Ю.Ю. Совершенствование контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. № 3-4.
11. Портяков В. Я. Россия, Индия и Китай в мировой экономике и торговле в 2014—2015 гг. // Китай в мировой и региональной политике. История и современность Выпуск № 20, том 20, 2015
12. Ратушная Т.В. Проблемные вопросы при применении расчёта таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами // Актуальные проблемы таможенного дела Региональная научно-практическая конференция: сборник статей. под редакцией Н. Г. Савосиной. 2014. С. 40-45
13. Хапилин С.А. Методические аспекты реформирования системы контроля таможенной стоимости. Финансовые исследования № 3 (44) 2014.
14. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 32, ст. 4810;
15. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // http://www.eurasiancommission.org
16. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Собрание законодательства РФ. 2017. № 47, ст. 684)
17. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» // http://www.eurasiancommission.org
18. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // http://www.eurasiancommission.org
19. Халипов С.В. Таможенное право: учебник / С.В. Халипов. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 308 с.
20. Приказ ФТС РФ от 27.01.2011 N 152 "Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.04.2011 N 20482)
21. Постановление Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" (вступит в силу 23.01.2020.)
22. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
23. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 (ред. от 07.09.2019) "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
24. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) / Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017